Сергей Храбров (oldgoro) wrote,
Сергей Храбров
oldgoro

Парижане показывают пример москвичам !

Оригинал взят у novayagazeta в В Париже таксисты доехали до второго лица государства
26 января, в условиях ЧП в городе жгли шины, дрались и перекрывали дороги.

26 января во Франции бастовали таксисты, авиадиспетчеры, преподаватели и чиновники. Ничего такого, просто совпадение. И рассказывать пока стоит только о битве таксистов: во-первых, она зажигательна, во-вторых, показательна. Мы увидим, как люди, едущие в карете прошлого, пытаются ставить палки в колеса своим конкурентам. И поймем, что из этого получается в стране, в которой все-таки действуют главные принципы рынка.

Горящая резина и слезоточивый газ

В семь утра таксисты перекрыли кольцевую у западного выезда из Парижа (Porte Maillot). Бросили на дорогу металлические решетки, подожгли шины. Почти то же самое, только без дыма, устроили на трассе, ведущей к аэропорту Орли. В восьмом часу водитель микроавтобуса попытался проскочить импровизированный «блокпост» и задел двух таксистов, одного из которых увезли в больницу. Водителя микроавтобуса задержала полиция. Кроме того, на выездах из аэропортов таксисты устраивали «операцию улитка» (трюк, придуманный забастовщиками еще в 70-е: когда машина вроде бы едет, но так медленно, что лучше бы стояла). Все это не принесло никакой радости парижанам, которые хоть и понимают важность забастовок, но в большинстве своем считают, что таксисты просто «обнаглели».

В 9 с чем-то утра спецназ полиции разогнал поджигателей шин при помощи слезоточивого газа. Двадцать человек задержали. В полдень таксистских делегатов принял премьер-министр Манюэль Вальс.

Чего хотят таксисты

Публичная битва «классических» таксистов против VTC длится ровно два года: первая массовая манифестация прошла в январе 2014-го, когда стало понятно, что VTC отнимают у «классиков» приличную долю прибыли, а в придачу ко всему власти как раз приняли очередную меру на пользу конкуренции. Понятие Voitures de Tourisme avec Chauffeur («туристические машины с водителем») появилось во Франции в январе 2010, когда VTC были легализованы декретом государственного секретаря. За шесть лет количество VTC (далее – «турмобили») достигло 12 c лишним тысяч. Ареал их обитания ограничивается в основном парижским регионом, что обостряет борьбу видов. В Париже, согласно последним данным мэрии, 17 770 машин такси.

По закону таксисты имеют много преимуществ над «турмобилистами». «Турмобили» не могут ждать пассажиров на стоянках, не имеют права подхватывать пассажиров по пути. Они могут только приезжать по вызову.

И все-таки, в отличие от такси, VTC бурно развиваются. Во-первых, потому что они дешевле. Во-вторых, потому что они сразу называют цену поездки.

Кроме того, за долгие десятилетия монополизма «классические» таксисты забронзовели и обзавелись вредными привычками. Перед тем как перечислить привычки, стоит оговориться, что сейчас, столкнувшись с конкуренцией, таксисты все реже вспоминают о них. Впрочем, цены у них остались такими же. Приехать в центр города из главного аэропорта Парижа или Марселя – это уже почти роскошь (70-80 евро).

Поэтому когда мои знакомые, которым приходится много летать, увидели фотографию с марсельской забастовки (какой-то таксист поставил на свою машину гроб со скелетом), они сказали: «Туда ему и дорога».

Почему не хотят таксистов

Парижане могут рассказать вам и о том, как таксист отказался везти их куда-нибудь, потому что это было ему «не по пути». И о том, как сорок минут стояли в очереди на стоянке такси в аэропорту…

26 января уже сами таксисты, недовольные тем, что премьер-министр тут же «не принял меры», решили ждать у Porte Maillot (место, где жгли покрышки), «столько, сколько потребуется». «Будем бастовать и неделю, и две, и три!» -- кричали таксисты.

Узнав о призывах продолжать забастовку, парижский префект полиции все-таки призвал таксистов разойтись. В стране ЧП.

Что предложил таксистам премьер-министр

На встрече с премьером таксисты много требовали, но пока получили два обещания. И один «выговор». Перед встречей премьер осудил «насилие», проявленное в ходе забастовки.

Вечером стало известно, что от кулаков таксистов пострадали два водителя VTC в Лилле; еще один, которого таксисты решили «проучить» в районе парижского Диснейленда, ударил нападавшего головой в лицо… Таксиста-«классика» увезла «скорая помощь».

Впрочем, вернемся в кабинет премьер-министра Франции.

Таксисты потребовали компенсировать им потери, понесенные в результате «недобросовестной конкуренции» (жалуются, что доходы упали на 40-50%) и усилить контроль за VTC, которые «часто нарушают закон» -- например, «подхватывают» людей на улице.

Премьер-министр пообещал таксистам «усилить контроль» и «в течение 48 часов» назначить «независимого переговорщика», который найдет меры для обеспечения «здоровой конкуренции» и предложит изменения в законодательство.

Миссия переговорщика «должна завершиться в течение трех месяцев».

Ценная бумага таксиста

Впрочем, «переговорщика» для таксистов правительство уже назначало ровно два года назад. В результате появился закон, регламентирующий деятельность VTC, но таксисты не довольны и самим законом, и тем, как он исполняется.

Кроме того, таксисты не понимают, что им теперь делать с драгоценными таксистскими лицензиями.

Водитель VTC для получения разрешения должен заплатить около 100 евро. Многим таксистам лицензии обошлись в 200-240 тыс. (в Париже) или в 400 тысяч в Ницце.

На самом деле, местная власть выдает лицензии бесплатно, но очереди растягиваются на пятнадцать-восемнадцать лет. Поэтому лицензии продаются и покупаются — таксистами у таксистов. И поэтому они дорожают. За сорок лет звание парижского таксиста выросло в цене в 50 раз.

А это означает только одно: в Париже явный дефицит таксистов.

И виноваты в этом, кстати, сами таксисты: это их профсоюзы годами дрались за то, чтобы власти не выбрасывали на рынок новые лицензии.

И вот теперь стоимость «ценных бумаг», покупка которых рассматривалась таксистами еще и как надежная инвестиция, будет потихоньку приближаться к номиналу.

Так что можно понять эмоции таксистов, приехавших в этот же день к зданию на набережной Берси, где заседает министерство экономики, с плакатами «Нет экономическому терроризму» и «Господин Макрон, вы пассивно ассистируете геноциду в отношении таксистов».

Что будет с французскими такси

Чем бы ни завершились переговоры «посредника» с таксистами, ясно, что для них «тучные годы» закончились. Возможно (в самом лучшем случае), государство решится выкупить у них лицензии, чтобы компенсировать часть потерь, вызванных «новой экономической реальностью». Впрочем, для этого понадобятся бешеные деньги. Например, для «рыночного» выкупа только парижских лицензий нужно больше 4 млрд евро (для удобства: это семь «российских» «Мистралей»). Возможно, придумают менее затратные способы умиротворения восставших водителей.

Но уже понятно, что, сколько бы морд ни набили таксисты и сколько бы морд ни разбили им, все равно победит невидимая рука рынка. И поездка на любом парижском такси обязательно станет дешевле.

Кстати, с 1 марта таксисты будут обязаны ездить в парижские аэропорты по фиксированным ценам. Прямо как водители VTC.

В аэропорт Орли -- 30-35 евро. В «Шарль де Голль» -- 50-55.

Нормальные деньги.

…А они говорят: «экономический терроризм».

Юрий Сафронов
соб. корр. в Париже
Фото: EPA

Tags: беспорядки и погромы, протест
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments